Технологии, используемые при строительстве автомобильных дорог, тротуаров и площадок с твердым покрытием, имеют определенную специфичность, направленную на достижение конечного результата – прочности и ровности покрытия. Эти показатели зависят от качества всех элементов конструкции – дорожной насыпи, параметров корыта, толщины и плотности песчаного подстилающего слоя, щебеночного основания. При этом, именно щебень оказывает наибольшее влияние на эксплуатационные характеристики дорожного покрытия. Условия его применения в дорожном строительстве регламентирует свод правил СП 78.13330.2012 (СНиП 3.06.03-85), вид и качество материала – государственные стандарты ГОСТ 8267-93 (для щебня из плотных горных пород), ГОСТ 25607-2009 (дорожные щебеночно-гравийно-песчаные смеси), ГОСТ 3344-83 (шлаковый щебень).
Дорожный щебень в естественном виде – сыпучий материал, состоящий из хаотичной массы обломков природного камня с искусственным распределением (рассевом) на фракции 5-10, 10-20, 20-40, 40-70, 70-120 мм. Его прочность и другие технические характеристики определяются свойствами материнской породы и принимаются во внимание в ходе проектирования объектов. Технология строительства автомобильных дорог, тротуаров и площадок с твердым покрытием предусматривает поэтапное, послойное устройство оснований с последовательной укладкой щебня на предварительно подготовленный подстилающий конструктивный слой из песка. В некоторых случаях производится разделение материалов полотном геотекстиля. В нижний слой основания укладывается щебень фракции 40-70, 70-120 мм, средний слой – это, как правило, материал с размером зерен 20-40 мм. Равномерность распределения каменной массы в каждом слое достигается многократными проходами автогрейдера с контролем ровности геодезическими приборами. Нормируемая плотность обеспечивается послойной укаткой катками (тяжелыми, средними, легкими), при этом, более мелкий щебень среднего слоя заполняет полости между зернами нижнего, клинит их, придавая конструкции неподвижность. На заключительном этапе строительства основания (верхний слой) производится его расклинцовка щебнем мелких фракций. Ее суть заключается в окончательном выравнивании поверхности, после уплотнения и вдавливания клинца в оставшиеся полости нижележащего слоя конструкция становится монолитной, готовой к укладке асфальтового или бетонного покрытия.
Расход щебня пре укладке и расклинцовке определяется соответствующими статьями строительных норм и правил, государственных стандартов и прямо зависит от, предусмотренной проектом, толщины конструктивного слоя. Наибольшее количество материала требуется для устройства нижних слоев оснований из щебня фракции 40-70 и более. При толщине слоя 200 мм – это более двухсот кубометров на одну тысячу квадратных метров. Примерно тот же объем потребуется и для устройства средних слоев оснований. Для расклинцовки поверхностей при использовании щебня фракции 40-70 мм потребуется около 15 куб.м. материала на 1000 кв.м., а при использовании фракции 5-10 и 10-20 мм – это около 10 куб.м. на 1000 кв.м. поверхности.
Расклинцовка щебеночных оснований необходима не только на строительстве автомобильных дорог, но и при благоустройстве небольших площадок, пешеходных дорожек. Ее назначение то же, но технологию можно упростить укладкой недорогих материалов и использованием ручного труда, механических трамбовок, виброплит. Это увеличит и прочность покрытия, и позволит получить заметную экономию асфальта или бетона.
Прочность и ровность щебеночных оснований автомобильных дорог во многом зависит от породы и фракции щебня, используемого для расклинцовки. Эти и другие его параметры устанавливаются еще на стадии проектирования и обязательно принимаются во внимание при комплектации объектов материалами. Строительные нормы и правила предусматривают необходимость постоянного контроля их качества в ходе производства работ с проверкой соответствия фактических технических характеристик заявленным производителем. Контролю подлежат и ровность основания, коэффициент уплотнения. На выбор щебня для расклинцовки оказывают влияние следующие параметры:
Эти характеристики щебня определяются в лабораториях его производителей в ходе приемочного контроля и могут проверяться на месте укладки для дополнительной оценки качества материала. По комплексу технических параметров лучшими для расклинцовки считаются следующие виды щебня:
Разновидности щебня фракций 5-10 и 10-20 мм из магматических горных пород идеальны для расклинцовки щебеночных оснований и принимаются за основу при комплектации строительства автомагистралей, автомобильных дорог высоких категорий, аэродромов. Это клинец из гранита, базальта, диорита и другого высокопрочного природного камня. Однако для строительства не ответственных или рассчитанных на временную эксплуатацию объектов нет смысла покупать прочный, дорогостоящий материал. В таких случаях может быть вполне достаточно гравия или отсева известнякового щебня. Насыщенность строительного рынка материалами различного происхождения, фракционности, прочности позволяет сделать оптимальный выбор без переплаты за излишнюю функциональность.